История

Самураи, каратэ, сакура, икебана, ниндзя… Судзуки. Это приходит на ум почти каждого, когда упоминается Япония. Страна «восходящего солнца» знаменита своими древними традициями и ритуалами, особым укладом жизни и ценностями, неотъемлемой частью которых является национальная гордость.


Японец Мичио Судзуки, родившийся в 1887 г., по праву считается гордостью своей страны. Им и его потомками был пройден большой и славный Путь и создана огромная промышленная империя, о которой теперь знают во всем мире.

Семья Судзуки, жившая в небольшом поселении Хамаматсу префектуры Шидзуока, занималась выращиванием хлопка и ткацким производством, поэтому неудивительно, что ум молодого в то время Мичио занимала одна мысль — сделать ткацкий станок таким, чтобы он не ломался и делал качественную ткань. Первый станок, изготовленный собственноручно Мичио, сочетал все эти качества и был по достоинству оценен японскими ткачами. В 1909 г. в Шидзуоке уже существовала целая фабрика, выпускавшая ткацкие станки, а за вклад в национальную экономику Мичио Судзуки даже был удостоен награды из рук императора.

Семейный бизнес требовал развития, невозможного в то время без инвестиций. В 1920 г. было учреждено акционерное общество Suzuki Jidosha Kogyo, которое возглавил Мичио. Уже спустя шесть лет станки «Судзуки» прочно завоевали рынок Индокитая, потеснив европейских и американских конкурентов. Предприимчивый Мичио, обзаведшись некоторым капиталом и изучив рыночный спрос, принял решение о разработке и выпуске недорогих малолитражных автомобилей. В 1938 г. из Англии была доставлена популярное в то время модель: Austin 7, разобранная конструкторами Судзуки до винтика. Спустя год, как японские инженеры внесли ряд усовершенствований и собственных наработок, «Остин» было не узнать! Фактически новое авто имела четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением и развивало неслыханную в то время мощь — аж 13 лошадиных сил! При этом объем двигателя составлял менее восьмисот «кубиков». Модель была обречена на успех и обещала принести семье Судзуки колоссальные прибыли, но помешала надвигающаяся война, диктовавшая стране восходящего солнца свои потребности.

Война окончилась, разрушив экономику Империи. Американский конгресс создал благоприятные условия для текстильной промышленности Японии, и семья Судзуки вновь вернулась к производству ткацких станков, на время забыв о разработках в области автомобилестроения. Дела снова пошли в гору, но финансовый коллапс все-таки захлестнул Японию и принес с собой массовые забастовки, митинги и акции протеста рабочих, не обошедших стороной и предприятие Судзуки.

И снова предприимчивость семьи не позволила окончательно рухнуть семейному бизнесу. Однажды сын Мичио — Шунзо, возвращаясь с рыбалки на велосипеде, изрядно утомился, и ему пришла в голову идея оснастить веломашину бензиновым двигателем. В 1951 г. начались разработки велосипеда с моторчиком, но Судзуки опередила Хонда, приступившая к выпуску двухколесных моторизированных средств передвижения. Спустя год «генератор идеи» Шунзо Судзуки заменил отца на посту президента; компания выпустила несколько моделей двухколесных мопедов, среди которых стоит упомянуть экспериментальный «Atom», не получивший распространения из-за слабого «однолошадного» двигателя, и «Power Free», выпущенный в 1952 г. Оригинальность этих мопедов состояла в том, что седок мог двигаться в трех режимах: помогая педалями двигателю, на одном двигателе, или без двигателя — просто вращая педали. Именно благодаря этим моделям компания получила государственные субсидии на продолжение разработок. В 1953 г. фирма выпустила окончательно доработанный «Diamond Free», оснащенный двухтактным бензиновым двигателем объемом 60 куб.см. Именно эта модель выиграла национальную мотогонку по горе Фудзияма, в которой участвовали 99 мотоциклов разных производителей. Победа принесла Судзуки славу, а вместе с ней — финансовую стабильность, обеспечившую дальнейшее развитие компании.

В 1954 г. Suzuki Jidosha Kogyo меняет название на Suzuki Motor Co.,
Ltd, производство возрастает до 6000 мотоциклов в месяц. С этого этапа начинается триумфальное шествие мотоциклов Suzuki во многие страны мира; название фирмы стало ассоциироваться со скоростью, надежностью и малой массой двухколесных машин. Фирма продолжает разрабатывать новые и совершенствовать старые модели; на рынок выпускается мопед Suzumoped SM-1, рассчитанный на массового покупателя; байки Colleda RA и SV, Porter Free.


Уже спустя год компания воплощает идею малолитражного автомобиля в модели Suzulight, новшествами которой были передний привод, реечный рулевой механизм и независимая подвеска.





В 1961 г.
Suzuki выделяет производство ткацких станков в отдельную структуру, делая основной акцент на производстве автомобилей и мотоциклов. В Тойокогаве построен новый завод, выпускающий на базе Suzulight небольших двухместных грузовички Carry, отдельная фабрика под вывеской SuzukiSport выпускает все новые и новые мотоциклы, одерживающие пальму первенства на мировых чемпионатах.


В 1963 г. Suzuki покоряет Америку, учреждая там свое представительство. Относительно недорогие, но быстроходные мотоциклы и автомобили хорошо покупаются американцами, благодаря чему фирма изыскивает средства на научные разработки и открытие новых филиалов. В 1965 г. Suzuki начинает выпуск двигателей мощностью 5,5 л.с. для моторных лодок, бесперебойная работа которых гарантировалась фирмой на протяжении не менее трех лет; расширяется линейка легковых и грузовых автомобилей: в 1967 г. — Fronte, год спустя грузовик — CarryVan, 1970 г. — внедорожник Jimny.

В 1979 г.
Suzuki выпускает весьма удачный мотоцикл, получивший индекс GT 750. Фирма стремительно растет и закрепляет свой успех многочисленными спортивными победами. По всему миру открываются новые заводы и представительства Suzuki: в 1973 г. — представительство в Канаде, 1974 — предприятие по выпуску комплектующих в Индонезии, 1975 г. — сборочные цеха на Филиппинах. В тот же год компания выпускает экспериментальный мотоцикл Suzuki RE5, оснащенный роторным двигателем Венкеля, представляющий в наше время интерес только для коллекционеров.


В 1978 г. компанию возглавляет Осаму Судзуки, назвавший увеличение экспорта одной из главных задач компании. К началу 1980 г. мотоциклы
Suzuki стабильно, по нескольку раз подряд, выигрывают всемирно известные состязания, такие как АМА Superbike Championship, World Road Race Grand Prix и многие другие.

Уже спустя три года после прихода на должность президента Осаму Судзуки, компания заключает договора с такими гигантами, как General Motors и Isuzu Motors, что свидетельствует о признании Suzuki. Примерно в это же время выпускается новая разработка — мотороллер Gemma, продолжает совершенствоваться пользующийся спросом Jimny.

С 1982 г.
Suzuki успешно экспериментирует с выпуском внедорожников, первым из которых стал Quad Runner LT125. Открывается еще несколько филиалов компании, в т.ч. в Пакистане, Новой Зеландии, Германии и Франции. Образована отдельная структурная единица, Suzuki of America Automotive Corp., которая стремительно насыщает американский рынок японскими автомобилями Cultus (Swift) с литровым двигателем. Продажи начали исчисляться сотнями тысяч единиц в год, побудив руководство открыть производство в Колумбии.


В 1986 году «родился» мотоцикл
Suzuki GSX-R 750, укрепивший лидирующую позицию компании в мотосегменте рынка.



К удачным проектам
Suzuki можно отнести и полноприводную модель 1988 г. Escudo (Vitara), агрегатировавшуюся двигателем 1,6 л и сочетавшая в себе великолепную проходимость, надежность и экономность.


В начале 1990-х компания «поменяла вывеску» на Suzuki Motor Corporation, которая сохранилась до настоящего времени. Можно сказать, Осаму Судзуки воплотил свою цель — экспорт транспорта превышал два миллиона единиц в год.

Но останавливаться на достигнутом он не собирался: появилось несколько новых моделей (Cappuccino, Wagon R); заводы семьи Судзуки появились в Венгрии, Корее (совместно с
Daewoo), Египте и Китае. К 1994 г. Suzuki выпускала 10 млн. единиц транспорта в год. В 1995 г. компания представила миниатюрную модель Baleno, изобретя новый класс субкомпактных легковых автомобилей, к которым можно отнести и выпущенный 1-литровый Wagon R Wide (Wagon R+). Корпорация, помня о своих началах, выпускает электровелосипед LOVE.


К концу двадцатого века
Suzuki выпускает несколько концептуально новых автомобилей: Kei и Grand Vitara, ориентированных специально на иностранные рынки, а также не свойственный фирме семиместный Every+. Общее количество мотоциклов Suzuki, колесивших по дорогам всего мира, составило четыре миллиона.


В начале нового тысячелетия Suzuki Motor Corporation была признана самой динамично развивающейся японской компанией. К управлению компанией пришел энергичный Масао Тода, продолживший экспансию в иностранные рынки. Во время его правления корпорация следующие модели авто: Wagon R Solio, Grand Escudo, 7-местные XL-7 и Every Landy, целая линейка легковых Aerio; новые мощные мотоциклы GS1200SS, Intruder Classic, GSX1400. В союзе с Suzuki и General Motors был разработан Chevrolet Cruze. Новый президент заключил договора о сотрудничестве с авто- и мотофирмами Kawasaki, Nissan и усовершенствовал некоторые старые модели, в результате чего миру были представлены Jimny Sierra и Alto Lapin.

Сейчас Suzuki Motor Corporation — настоящий гигант, выпускающий разнообразную продукцию: автомобили, мотоциклы, мопеды, и даже инвалидные коляски. Некогда небольшой бизнес, принадлежащий семье Судзуки, разросся; в филиалах компании, разбросанных по всему миру, трудится более 15 тысяч человек. Последние разработки компании в области автомобилестроения затрагивают проблемы экологии: фирма все более внимания уделяет т.н. «чистому транспорту», оснащаемому электрическими двигателями. В своей стране Suzuki занимает пятое место по объему выпускаемой продукции, в мире — одиннадцатое. Продукция компании реализуется более чем в 190 странах на всех континентах.